понедельник, 10 мая 2010 г.

«Колесо времени» как преодоление бесконечности


Бесконечное Время в человеческом восприятии – безусловный ужас, трагедия личного бытия. Бесконечная вереница человеческих рождений-смертей, неумолимость собственного исчезновения во времени («в пасти дракона времени») требует самозащиты (как минимум психологической).


Таковым оказывается кольцевое восприятие, «видение» событий во времени через инварианты, т.е. через придание ценности повторяемым, воспроизводимым чертам как основополагающими элементам бытия. В этом случае, например, психологически оправданно отождествление «Прадед = Дед = Отец = Я». Тем самым удается преодолеть временную бесконечность – трансформировать бесконечную линию времени в кольцо.

В таком восприятии время есть закономерность, величина статичная и конечная, доступная познанию. Ценно не индивидуальное, а общее – повторяемое. Нет смысла фиксировать конкретные события, важен закон, порядок, образ, миф, модель бытия. Это чувство Времени идеально, психологически комфортно. Это и есть «Рай», т.е. пребывание в «остановившемся времени», отрицающем историю. Судя по всему кольцевое видение времени было изначальным в становлении человеческого самосознания. Это и был «золотой век». Как отмечал Освальд Шпенглер для античной культуры «...прошедшее тотчас же испаряется и превращается в покоящееся вне времени впечатление полярного, а не периодического строения».

Носителем, хранилищем этого психологически здорового мировосприятия остается традиционный сельский (негородской), максимально близкий к природе, сущностно фольклорный мир. Он воспроизводит «незнание», неприятие ценности истории, индивидуальных событий. Здесь по-прежнему фиксируется, признается только общее, индивидуальное. Исключительное не значимо, не интересно, не достойно внимания (в определенном смысле индивидуальное как отклонение – аморально)_и памяти. Механизм самозащиты от времени действует через «стирание» истории, «освобождения» памяти от индивидуального, перекодирование её в мифы, определяющие архетипы поведения. В этих мирах новогодние торжества типа месопотамского Акиту или маздеистско-исламского Навруза, как и в прошлом, есть ежегодная декларация кольцевой структуры Времени, кольцевое самоопределение, позиционирование во Времени.

Символическим воплощением этой идеи стал заимствованный индоиранский образ «Колеса Времени». Согласно индуистской и буддийской сакральной традиции его смысл в том, что вселенная вечна и неизменна («бесконечное время»), но на уровне среднего мира испытывает циклические колебания (ритмы конечного времени). Концепт «колеса Времени» сохранился в фольклорных традициях народов иранского и центральноазиатского круга. По мнению известного французского религиоведа Рене Генона «...народ сохраняет, сам того не понимая, останки древних традиций, восходящих порой к такому отдаленному прошлому, которое затруднительно было определить...; он выполняет в некотором роде функцию более или менее «подсознательной» коллективной памяти».

То обстоятельство, что круговорот жизни во времени – основополагающая идея традиционной общины, норма её порядка, суть культурного мира в Центральной Азии и Иране, например, отражает исключительное внимание к воспроизводству образа фалак (небесного круговорота). Народная культура по-прежнему очень чувствительна к свойствам мироустройства, отражающим космические циклы Человека и Природы. Ареал распространия культа Навруза географически практически совпадает ареалом культивирования сюзане. Это свидетельствует в пользу того, что обе традиции имеют единое начало – представление об основополагающем значении космического круговорота, воплощающем идею неумолимого «колеса времени»...

«Прочтение» художественных «текстов» сюзане XIX–XXI вв. дает основания видеть в них реликтовый «символический язык». Древними первообразами «космических колес» или «колес времени», представляемых в «фалак», являются, наш взгляд так называемые «сасанидские» круги с перлами на тканях Согда, Ирана, Восточного Туркестана, терракоте VI–VIII вв...

/из неопубликованной рукописи "Космология как доктрина культуры: Восток-Запад"/

Комментариев нет: